Методические рекомендации

Выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (далее — ФГОС НОО) предусматривает организацию проектно-исследовательской деятельности. Огромное количество литературы, созданной учителями и для учителей, посвящено тому, что именно проектная деятельность максимально отвечает задачам деятельностной педагогики.

Проанализировав мнения ряда авторов (А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, И. А. Чумакова и др.) можно сделать вывод — полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Кроме того, переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. 

Книга «Проектные задачи в начальной школе» (авторы: Воронцов А.В., Заславский В.М., Егоркина С.В., Енжевская М.В., Клевцова С.В., Трояновская Н.И.) полностью вводит в понятие «проектные задачи», знакомит с методикой их решения и учит составлять подобные задачи, приведены многочисленные примеры таких задач. 

Что мы привнесли в данную технологию?


Во-первых, начиная работать с проектными задачами, предложенными директором Открытого Института развивающего обучения Алексеем Борисовичем Воронцовым, учителя столкнулись с тем, что даже полностью разработанные проектные задачи невозможно использовать без изменений, т. к. содержание предметного материала по времени и объёму изучения не всегда совпадает с содержанием наших учебников. Поэтому учителями начальной школы ГБОУ № 509 были самостоятельно спроектированы проектные задачи. Все задачи ресурса созданы и оформлены по единому образу и подобию.


Во-вторых, наблюдая за процессом решения проектных задач, мы заметили, что обучающиеся, решая разные задания из проектной задачи, исследуя разную по виду информацию, создавая разные по формату «продукты», демонстрируют разные учебные действия, которые можно разделить на несколько блоков и отследить. В связи с этим символично мы определили «роли» каждого блока действий: «Мыслитель», «Аналитик», «Фантазёр», «Конструктор»:

  • «Мыслитель» — чтение текста, анализ, поиск и выделение необходимой информации, постановка вопросов при работе с информацией, преобразование информации, классификация объектов для поиска решения и др.
  • «Аналитик» — работа с числами, величинами, геометрическими фигурами, текстовыми задачами и др.
  • «Фантазёр» — художественное оформление продукта (использование творческих способностей для создания продукта в соответствии с поставленной задачей), литературное творчество и др.
  • «Конструктор» — моделирование, работа со схемами, чертежами,  макетами, картами, развёртками, планами и др.

Все проектные задачи учителя составляют, учитывая характер каждого задания. Каждая задача содержит задания для каждой «роли».


В-третьих, возрастные особенности детей младшего школьного возраста и психологические закономерности формирования универсальных учебных действий позволяют выделить ряд умений, которые являются ключевыми для начальной школы и определяют становление всех остальных универсальных учебных действий.

По наблюдениям наших учителей, организующих решение проектных задач,  ученик выполняет несколько, повторяющихся в каждой проектной задаче, учебных действий. Эти действия отчетливо проявляются (хотя и носят субъективную оценку), поэтому возможно организовать их оценивание. Данные учебные действия занесены в карты наблюдения, по которым ведется наблюдение за их становлением. Карты наблюдения и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов» являются основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач. 


В-четвертых, используя  опыт европейских стран, в частности, проект DeSeCo (определение и отбор ключевых компетенций), реализованный в 1998-2002гг. в рамках регулярного международного мониторинга школьных достижений PISA (The Definition …, 2005), опыт ведущих российских учёных А.Г. Асмолова, А,Б. Воронцова, О.Б. Логиновой, Г.С. Ковалёвой, Н.Г. Калашниковой, а также опыт работы наших учителей мы предлагаем выделить три интегративных метапредметных образовательных результата, подлежащих текущему оцениванию на начальной ступени образования в школе № 509:

  1. «Учебная грамотность»;
  2. «Коммуникативная грамотность»;
  3. «Информационная грамотность».

«Учебная грамотность» (образовательная компетентность) представляет собой сквозной образовательный  результат, достигаемый на всех ступенях образования. Основным результатом этой компетентности должно стать появление субъектной позиции, когда учащийся становится способен сам перед собой поставить новую учебную задачу и решить ее. При  возникающих сложностях и проблемах, понимая их природу возникновения, такой учащийся может обратиться к любому другому за целенаправленной помощью (учитель, сверстник, другой взрослый, любой источник информации, включая книгу, Интернет т т.п.) В ходе решения  подобной задачи учащийся свободно использует такие учебные действия как моделирование, контроль и оценку. Для начальной школы ключевым в становлении данной компетенции является желание и умение учиться. Именно это умение является ядром учебной грамотности и основанием для её развития на основной ступени образования.

«Коммуникативная грамотность» (коммуникативная компетентность) в качестве сквозного образовательного результата формируемого на всех ступенях образования как способность ставить и решать основные типы задач социального и организационного взаимодействия: определять его цели, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнеров, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, готовность к осмысленному изменению собственного поведения. Для начальной школы ключевым в становлении данной компетенции является учебное сотрудничество. Именно это умение является ядром коммуникативной грамотности и основанием для её развития на основной ступени образования.

Сотрудничество – это  совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Логика формирования умений учебного сотрудничества младших школьников должна быть следующей: от готовности быть обучаемым, включенным в новые формы сотрудничества со взрослым, через инициативные действия группы совместно работающих детей, указывающих взрослому его задачи в общей работе, к индивидуальной  учебной инициативе ребенка, способного восполнить собственное незнание, построив взаимодействие со взрослым и сверстниками, и, наконец, к освоению позиции учителя сначала более младшего ученика, а потом и самого себя.

«Информационная грамотность» (информационная компетентность) представляет собой сквозной образовательный результат, предусматривающий сформированность информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением текстовой информации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Для начальной школы ключевым в становлении данной компетенции является грамотность чтения информационных текстов. Именно это умение является ядром информационной грамотности и основанием для её развития на основной ступени образования.

Двенадцать наблюдаемых учебных действий можно символично распределить по трём вышеперечисленным интегративным метапредметным образовательным результатам.

«Учебная грамотность» включает 6 основных учебных действий:  

  1. Умение следовать предложенной инструкции
  2. Способность к самоконтролю — определению правильности выполненной инструкции
  3. Умение проверить ход и результат проектного задания, обнаруживает и исправляет ошибки; проверить качество работы.
  4. Умение работать самостоятельно и при необходимости  своевременно обратиться за целенаправленной помощью (учитель, сверстник, другой взрослый, любой источник информации, включая книгу, Интернет и т.д.)
  5. Владение навыками, связанными с  культурой устной и письменной речи
  6. Владение умениями и навыками публичного выступления, ведения диалога.

«Коммуникативная грамотность» включает 3 основных учебных действия: 

  1. Умение договориться при распределении ролей для выбора проектного задания
  2. Умение конструктивно участвовать в совместной деятельности
  3. Умение при необходимости оказать помощь участникам микрогруппы

«Информационная грамотность» включает 3 основных учебных действия: 

  1. Умение прочитать проектное задание и понять его смысл
  2. Способность к проведению анализа текстовой информации
  3. Умение работать с разными источниками информации, находит ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

В-пятых, обобщения учителей позволили определить уровневые характеристики сформированности наблюдаемых метапредметных результатов. Опираясь на данную градацию, эксперт, закрепленный за группой детей, вносит результаты наблюдения в карты.

Программа внеурочной деятельности «Учимся решать проектные задачи» включает в себя проведение 8 проектных задач в год .

Для решении проектной задачи формируются группы учащихся (по 4 человека) на определенный период. Каждому обучающемуся присваивается уникальный ID-код. Каждая проектная задача представлена в виде 6 заданий: два — общих задания для всей микрогруппы; четыре индивидуальных мини-задания для каждой роли. 

У каждого обучающегося в течение четырех задач есть возможность «попробовать» себя в одной из ролей. Выбор роли проходит в случайном порядке между обучающимися, учитывая чередование ролей в течение четырех задач.

Проиграв четыре роли, учитель может изменить состав групп.

К каждой задаче разработан методический комплекс, включающий: 

  1. Структурное описание проектной задачи (паспорт задачи, замысел деятельности). 
  2. Раздаточные материалы, презентационное сопровождение, которое необходимо тиражировать.
  3. Карты наблюдения для организации оценки метапредметных результатов.

Описание действия экспертов

В качестве экспертов выступают учителя начальных классов. В первую очередь оцениваются способности детей взаимодействовать внутри малой группы, совместно решать задачу, строить план и избирать путь ее решения, осуществлять перенос известных способов действий и средств в новую ситуацию, уметь публично предъявлять результат работы группы. В ходе решения проектной задачи эксперты заполняют карты наблюдения, указывая в них исходные данные задачи, результаты наблюдений.

Описание действия «гостей»

В качестве приглашенных «гостей» на занятии могут присутствовать родители обучающихся, которые дают общую характеристику работы в группе.

Для родителей присутствие на решении проектной задачи — это возможность быть вовлеченными в образовательный процесс. 

Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, и фиксируют свои наблюдения в картах наблюдения. 

Анализ учителем всех экспертных листов после решения проектной задачи дает полную картину того, как строили свою работу школьники на всех этапах принятия решений.