Регламент проектирования задач

Требования к «проектной» задаче:

  • имеет общий сюжет, задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
  • состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
  • двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
  • задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;

Структура проектной задачи

  1. Описание проблемной (квазиреальной, модельной) ситуации. Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации).
  2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче — это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).
  3. Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить.

Основные этапы решения проектной задачи

  1. Анализ ситуации (надо ли её решать?), переформулирование её в проблему (в чём проблема?)
  2. Выявление дефицитов их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?).
  3. Оценка необходимости восполнения дефицитов. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)
  4. Постановка и принятие цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели. (Куда придём в итоге?)
  5. Поиск средств возможных путей решения, перевод проблемы в задачу.
  6. Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий). Что будем делать и каков будет результат?
  7. Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из ситуации).
  8. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой решили ли мы проблему?
  9. Представление окружающим полученного результата (продукта).

Главное условие — возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт.

Алгоритм составления проектной задачи

Где взять идею для проектной задачи? Воспользоваться рекомендациями авторов учебников, использовать жизненные ситуации, вымышленные, фантастические.

Сформулировать цель проектной задачи.

Сформулировать проблему (условие задачи). Проектная задача должна начинаться с ее описания (замысла). В этой части проектной задачи необходимо обозначить проблему и продукт. Проблема – это противоречие между реальной и идеальной ситуацией, т.е. описывая проблему учитель должен просто выделить признак и реальной и желаемой ситуаций, но не формулировать саму проблему.

Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию). Продумать систему отвлекающих «шумов» (при необходимости).

Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).

Продумать форму рефлексии (устно, письменно; в группе, перед классом).

Алгоритм решения проектной задачи

  • Определить роль каждого участника групповой работы.
  • Ознакомиться с условием задачи.
  • Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.
  • Ознакомиться с инструкцией.
  • Выполнить задания, сформулированные в инструкции.
  • Подготовиться к презентации решения проектной задачи.
  • Предъявить готовый продукт.
  • Провести рефлексию своей деятельности (с выходом на причины).
  • Оценить свой продукт по форме (каждого, группы в целом).