Описание «ролей»

В ходе решения проектной задачи обучающимся предлагается выполнить  задания, содержащие различные виды информации. Результат проектной задачи может быть представлен в виде различных интеллектуальных продуктов: тестовых, знаковых, числовых, графических средств, моделей и т.д. 

Обучающиеся, выполняя проектную задачу, демонстрируют учебные действия, которые можно разделить на несколько групп. В связи с этим символично мы определили «роли» каждого обучающегося в работе над проектной задачей: «Мыслитель», «Фантазёр», «Аналитик», «Конструктор».

«Мыслитель»: чтение текста, анализ, поиск и выделение необходимой информации, постановка вопросов при работе с информацией, преобразование информации, классификация объектов для поиска решения и др.

«Аналитик»: работа с числами, величинами, геометрическими фигурами, текстовыми задачами и др.

«Фантазёр»: художественное оформление продукта (использование творческих способностей для создания продукта в соответствии с поставленной задачей), литературное творчество и др.

«Конструктор»: моделирование, работа со схемами, чертежами,  макетами, картами, развертками, планами и др.

При решении проектной задачи у каждого участника группы, в зависимости от выполняемой роли, различной степени проявляются наблюдаемые метапредметные умения.

«Аналитик»:

  • умеет проверить ход и результат проектного задания, обнаруживает и исправляет ошибки; проверить качество работы,
  • умеет прочитать проектное задание и понять его смысл,
  • способен к проведению анализа текстовой информации.

«Мыслитель»:

  • умеет работать самостоятельно и при необходимости своевременно обратиться за целенаправленной помощью (учитель, одноклассник, любой источник информации),
  • владеет навыками, связанными с культурой устной и письменной речи,
  •  владеет умениями и навыками публичного выступления, ведения диалога.

«Фантазёр»:

  • умеет работать с разными источниками информации, находит её, анализирует, использует в самостоятельной деятельности.

«Конструктор»:

  • умеет следовать предложенной инструкции,
  • способен к самоконтролю — определению правильности выполненной инструкции.

У каждого обучающегося в течение года есть возможность «попробовать» себя в каждой из ролей. 

По наблюдениям наших учителей, организующих решение проектных задач,  ученик выполняет ряд, повторяющихся в каждой проектной задаче, учебных действий. Эти действия отчетливо проявляются, поэтому возможно организовать их оценивание. Все (двенадцать) наблюдаемые учебные действия можно распределить по трем вышеперечисленным интегративным метапредметным образовательным результатам.

«Учебная грамотность» включает 6 основных учебных действий:  

  1. Умение следовать предложенной инструкции
  2. Способность к самоконтролю — определению правильности выполненной инструкции
  3. Умение проверить ход и результат проектного задания, обнаруживает и исправляет ошибки; проверить качество работы.
  4. Умение работать самостоятельно и при необходимости  своевременно обратиться за целенаправленной помощью (учитель, сверстник, другой взрослый, любой источник информации, включая книгу, Интернет и т.д.)
  5. Владение навыками, связанными с  культурой устной и письменной речи
  6. Владение умениями и навыками публичного выступления, ведения диалога

«Коммуникативная грамотность» включает 3 основных учебных действия: 

  1. Умение договориться при распределении ролей для выбора проектного задания
  2. Умение конструктивно участвовать в совместной деятельности
  3. Умение при необходимости оказать помощь участникам микрогруппы

«Информационная грамотность» включает 3 основных учебных действия: 

  1. Умение прочитать проектное задание и понять его смысл
  2. Способность к проведению анализа текстовой информации
  3. Умение работать с разными источниками информации, находит ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

При решении проектной задачи формируются группы учащихся постоянного состава (по 4 человека) на данный период.

Программа ПЗ включает в себя проведение 7 проектных задач в год .

Каждая ПЗ представлена в виде 6 заданий: два — общих задания для всей микрогруппы; четыре индивидуальных мини-задания. 

 Вместе с тем, возрастные особенности детей младшего школьного возраста и психологические закономерности формирования универсальных учебных действий позволяют выделить ряд умений, которые являются ключевыми для начальной школы и определяют становление всех остальных универсальных учебных действий.

Используя  опыт ведущих российских учёных А.Г. Асмолова, А.Б. Воронцова, О.Б. Логиновой, Г.С. Ковалёвой, Н.Г. Калашниковой, педагоги ГБОУ № 509 выделили три интегративных метапредметных образовательных результата, подлежащих текущему оцениванию в начальной школе в рамках курса внеурочной деятельности «Решение проектных задач»:

  • Учебная грамотность
  • Коммуникативная грамотность
  • Информационная грамотность

Данные метапредметные образовательные результаты включают набор 12 основных учебных действий, которые возможно формировать и диагностировать при выполнении проектной задачи.