Аннотированный разбор

Готовясь к проектной задаче, учитель работает над уникальным сюжетом, создаёт ситуацию, «максимально» мотивирующую детей на решение проектной задачи, обозначает важность (нужность) предстоящей деятельности, ценность создаваемого продукта. Решение задачи для каждого ученика должно стать личностно значимым. Где же «взять» сюжетную идею для проектной задачи? Идеей проектной задачи может стать материал учебников, конкретные жизненные ситуации, возможно, вымышленные и фантастические истории, сама школьная жизнь и др. Например, учитель создает ситуацию (интересную проблему), при решении которой нужно помочь дошкольникам или первоклассникам в изучении некоторых тем: «Времена года», «Животные», «Буквы и звуки», «Режим дня». Дети учатся создавать графики дежурства; сочиняют письма Деду Морозу; проектируют театральные афиши. У школьников есть возможность самому смастерить то, о чём они слышали много раз, но сами подобное не создавали.Участники проектной задачи, приступая к её решению, имеют представление, какой именно продукт они должны получить в итоге. Это могут быть знакомые форматы изделий или что-то до текущего занятия неизвестное: мини-журнал, альбом, дайджест, книга, словарь, страница энциклопедии, макет, упаковка и т.п.

При решении проектной задачи предусмотрена самостоятельная работа детей. Для занятия формируются группы обучающихся (по 4 человека). Участникам предлагается выполнить, созданные для каждой роли: «Мыслитель», «Аналитик», «Фантазёр», «Конструктор».Каждая проектная задача представлена в виде 6 заданий: четыре индивидуальных мини-задания для каждой роли; два задания — общие для всей микрогруппы, помогающие конкретизировать и подготовиться к презентации. В течение определённого периода у каждого обучающегося есть возможность «попробовать» себя в одной из ролей. Выбор роли проходит в рандомном порядке между обучающимися, учитывая чередование ролей в течение четырех задач. Проиграв четыре роли, учитель может изменить состав групп. Используются разные способы выбора ответственного в группе. Задача ответственного — при необходимости оказывать помощь, разрешать конфликтные ситуации. При решении проектной задачи каждый участник группы работает на своем уровне самостоятельности (полностью самостоятельно, с незначительной помощью участников группы или учителя, только с помощью).В  задаче есть общие материалы, которыми можно воспользоваться, а также зашумление (лишняя или неправильная информация). В процессе работы над задачей необходимо отобрать нужный материал.

В соответствии с нормами СанПиН на занятиях по решению проектных задач физминутка обязательна

После окончания работы над задачей наступает этап рефлексии. Дети оценивают свою работу и работу группы, заполняют оценочный лист группы. Каждый участник анализирует степень успешности выполненных им заданий.

Публичное предъявление (презентация) готового продукта — это очень важный этап решения проектной задачи. На подготовку презентации отводится время. Каждый участник группы по мере своих возможностей вносит личный вклад  в представление продукта.Этому школьников надо целенаправленно учить.  На начальном этапе детям предлагается выступить (презентовать продукт) по предложенному плану, ментальной карте, опорным словам и т.д. В дальнейшем «подсказки» минимизируются, и приветствуется творческий подход к данному этапу работы.

В качестве экспертов выступают учителя начальных классов. В ходе работы у детей будут возникать вопросы, но эксперты не участвуют в работе,  только наблюдают. Учитель осуществляет встроенное наблюдение. Учителя-эксперты оценивают взаимодействие детей внутри малой группы: умения совместно решать задачу, строить план и избирать путь ее решения, осуществлять перенос известных способов действий и средств в новую ситуацию, уметь публично предъявлять результат работы группы. В ходе решения проектной задачи эксперты заполняют карты наблюдения, согласно выбранным критериям. В качестве приглашенных «гостей» на занятии могут присутствовать родители обучающихся, которые дают общую характеристику работы в группе. Для родителей присутствие на решении проектной задачи — это возможность быть вовлеченными в образовательный процесс. 

Все продукты проектных задач социально-значимые.  Они всегда находят своё применение: в библиотеке, у дошкольников, у ребята других классов и др.